Профилактика мочекаменной болезни

Быстрый переход:

Общая информация

профилактика МКБ - фотоПожалуй, самой частой причиной обращения пациентов к урологу является мочекаменная болезнь. Это полиэтиологическое заболевание (многопричинное), зачастую принимающее прогрессирующее течение, и при отсутствии квалифицированного подхода к диагностике и лечению, приводящее к развитию грозных осложнений.

Таким образом, после постановки диагноза очень важно донести до пациента о необходимости профилактики мочекаменной болезни.

Для начала мы рассмотрим основные причины и факторы риска, которые так или иначе могут привести к развитию МКБ. Ведь именно борьба с данными факторами и будет являться профилактикой.

Факторы риска:

• наследственная и врожденная предрасположенность (энзимопатии);
  • недостаточное потребление жидкости;
  • избыточное потребление поваренной соли;
  • нарушение оттока мочи (гидронефроз, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, аденома предстательной железы, стриктура уретры...);
  • инфекционные процессы в различных отделах мочевыводящих путей: пиелонефрит, цистит;
  • нарушение минерального обмена: гиперпаратиреоз, авитаминозы (по витаминам А и Д), гипервитаминоз (по витамину Д);
  • нарушение обмена мочевой кислоты;
  • неконтролируемый прием некоторых лекарственных средств: аспирин, глюкокортикоиды, антациды, тетрациклины, сульфаниламиды...
  • длительное ограничение подвижности, в том числе по причине инвалидности.

Немедикаментозная профилактика

Цель
Рекомендации:
Семейный анамнез Узнайте, страдали ли ваши прямые родственники мочекаменной болезнью. Эта информация уже может сыграть положительную роль, так как позволит применить ниже перечисленные рекомендации, до появления первых конкрементов. Это так называемая - первичная профилактика.
Достаточное потребление жидкости Очень важно всегда употреблять достаточное количество жидкости. Данная рекомендация особенно актуальна в летний период времени, особенно если Вы живете в регионе с жарким климатом, либо ваша работа связана с необходимостью находится в жаркой обстановке (горячие цеха, пекарни...).

Дело в том, что вероятность образования камней в концентрированной моче значительно выше. Потребляя жидкость, Вы, так сказать, "разводите" мочу и значительно снижаете вероятность образования кристаллов солей и риск образования конкрементов.

Мы не можем назвать какую-либо общую цифру необходимого объема, так как она зависит от климата и образа жизни человека. Но можно косвенно ориентироваться на цвет мочи: при недостаточном потреблении жидкости моча приобретает интенсивный желтый цвет и выраженный запах.
Правильное питание
  • Если, у Вас нет мочекаменной болезни, но отягощенный семейный анамнез, то старайтесь сделать свое питание сбалансированным. Не употребляйте ни один из продуктов в большом объеме. Помните: "Все лекарство, и все яд" - зависит от дозы.
  • Если Вам уже диагностирована мочекаменная болезнь, то крайне важно узнать химический состав конкремента. Это позволит врачу урологу назначить Вам персональную диету (смотрите таблицу ниже).
Профилактическое обследование Различные заболевания мочеполовой системы, инфекционного характера или нарушающие отток мочи, могут быть одной из причин мочекаменной болезни. Поэтому, мы рекомендуем регулярно проводить профилактическое обследование на предмет урологической патологии.
Подвижный образ жизни Как ни странно, чем больше человек двигается тем меньше вероятность мочекаменной болезни. Старайтесь больше двигаться, гулять, заниматься спортом. В случае полной или частичной утраты подвижности (инвалидность) - массаж и разминка выполняемые родственниками и медицинским персоналом реабилитационных центров, также снизят вероятность мочекаменной болезни.

Рекомендации по питанию при различных камнях почек:

питание при камнях в почках - таблица

Медикаментозная профилактика:

Группа
Препараты и описание
Фитопрепараты
  • Канефрон.
  • Цистон.
  • Фитолизин.
  • Цистенал
Данные средства на растительной основе обладают комплексным действием. Незначительно снижают вероятность образования камней и инфекционных процессов.
Витамины Применение витаминов оправдано только в случае наличия гипо- и авитаминоза. Обычно применяется витамины А и Д
Средства растворяющие камни
  • Блемарен - содержит компоненты защелачивающие мочу (цитраты и лимонная кислота). Может применяться при уратных и оксалатных камнях
  • Уралит - по составу и действию схож с Блемареном.
Аллопуринол Применяется в качестве профилактики при уратных камнях.
Пеницилламин Применяется в качестве профилактического средства при цистиновых камнях.
Антибиотики Назначаются при наличии инфекционных процессов в мочевых путях: пиелонефрит, цистит.

Уделяя должное внимание профилактике мочекаменной болезни, можно стабилизировать состояние и избежать развития серьезных осложнений.

Видео: