Главная > Статьи > Текущая статья

Гипертермия и электростимуляция при лечении хронического простатита

Братчиков О. И., Завьялов А. В., Шумакова Е. А.

Комплексное лечение хронического простатита направлено на устранение инфекционного начала из простаты и ликвидацию воспалительного процесса в половой системе в целом. Мы не будем останавливаться на общеизвестных принципах антибактериального и противовоспалительного лечения данной патологии, а поделимся первым опытом лечения данной группы больных методом сочетания локальной гипертермии и электростимуляции.

Гипертермию мы проводили с помощью "Устройства термотерапии воспалительных заболеваний предстательной железы УТП-01 "ПРА", выпускаемым Елатомским приборным заводом, рекомендованного к применению Комитетом по новой медицинской технике МЗ РФ (Протокол №5 от 14.07.97 г.).

Электростимуляцию простаты проводили с помощью электронейростимулятора автоматизированного импульсного четырехканального "Авистим", разработанного сотрудниками ОКБ "Авиаавтоматика" и Курского государственного медицинского университета и рекомендованного Комитетом по новой медицинской технике МЗ РФ (Протокол №5 от 18.05.98 г.).

Противопоказания для применения обоих методов аналогичны: острый простатит, абсцесс простаты, подозрение на туберкулез и рак простаты, острые воспалительные и злокачественные заболевания прямой кишки.

Температурное воздействие на биологические ткани в режиме от +39° до +43 °С вызывает расширение капиллярной сосудистой сети, что улучшает циркуляцию крови и лимфообращение в очаге воспаления. Увеличивается перенос продуктов обмена через клеточные мебраны, повышается концентрация антител и увеличивается число лейкоцитов в предстательной железе, усиливая местный иммунитет, что в целом снижает тканевой отек и ускоряет процессы заживления. Отмечается существенное увеличение концентрации антибактериальных препаратов (фторхинолонов, аминогликозидов и др.) в тканях простаты, если эти антибиотики вводятся на фоне гипертермии. Имеет место взаимоусиливающее действие теплового и противомикробного лечения.

Каждая процедура заканчивается инсталляционным массажем композицией мирамистина, димексида и лидазы с помощью канюли Арнольди Э. К. Используется ректальный нагревательный элемент из ударопрочного полистирола. Длительность процедуры 40 минут. Курс лечения 12-15 ежедневных процедур. При необходимости курс лечения можно повторить через 1-2 недели. На заключительном этапе лечения хронического простатита, когда больному проведен курс терапии с целью улучшения микроциркуляции в простате и освобождения выводных протоков ацинусов от детритных пробок (трипсин, трентал, термотерапия в сочетании с антибиотиками и др.) мы предлагаем применение электростимуляции простаты.

Метод электростимуляции предусматривает восстановление сократительной способности бывших в состоянии атонии ацинусов и их выводных протоков. Электровоздействие на нервно-мышечный аппарат простаты приводит к восстановлению инервации, что значительно улучшает микроциркуляцию крови, лимфообращение, снижает отек тканей и создает условия к восстановлению сократительной способности мышц опорожняющих ацинусы. Кроме того, электровоздействию подвергаются и топографически связанные с простатой анатомические структуры - диафрагма таза, шейка мочевого пузыря и стенка мочевого пузыря, что в целом улучшает уродинамику и снижает выраженность ирритативных симптомов.

Методика электростимуляции выглядит следующим образом. Опорожняются кишечник (при необходимости клизма) и мочевой пузырь пациента. В зависимости от размеров простаты и конституциональных особенностей пациента выбирается типоразмер специально разработанных нами ректальных электродов таким образом, чтобы активная часть электрода находилась на уровне середины предстательной железы. Больной укладывается на кушетке животом вниз так, чтобы наружный широкий электрод плотно прилегал к надлобковой области. Ректальный электрод вводится в прямую кишку до упирания пластикового ограничителя в кожу промежности. Электростимуляцию мы проводим в двух режимах: "А" и "А1", отличающихся друг от друга паузами между посылками импульсов. Регулятором уровня воздействия подбирается величина тока на канале ректального электрода (условные деления от "О" до "9"). Следует отметить, что больные имеют разную пороговую чувствительность к электрическому току. У большей части больных при значении "1", "2" появляется чувство легкой вибрации в области простаты. При положении "3" и "4" эти ощущения усиливаются и могут появиться сокращения мышц передней брюшной стенки. Если эти сокращения становятся болезненными, то регулятор уровня воздействия необходимо вернуть на одно-два значения назад. Мы наблюдали несколько пациентов, которые имели низкий порог чувствительности к электрическому току и не отмечали каких-либо ощущений при положении регулятора на значениях "7" и "8". Некоторые же больные отмечали болевые сокращения мышц передней брюшной стенки при установке регулятора на значение "3". Следует отметить, что при проведении последующих сеансов у большей части больных появляется привыкание к электрическому току и иногда возникает необходимость повышения уровня воздействия. Продолжительность сеанса 10-12 минут. Периодичность - ежедневно. Число сеансов на курс 6-10. Курсы можно повторять через каждые шесть месяцев.

По данной программе пролечено 25 больных, средний возраст которых составил 29,5 лет. У 24 больных было отмечено исчезновение жалоб (тянущие боли в промежности, яичках, снижение потенции, стертость оргазма и др.). При оценке качества жизни по Шкале симптомов хронического простатита Национального Института Здоровья (NIH-CPSI) 24 пациента на вопрос №9 ответили: "Хорошо" (1). У одного пациента отмечалось незначительное улучшение. Ему планируется проведение везикулографии с последующей двухсторонней везикулоэктомией.

В заключении хочется отметить два момента:

• В случаях, когда после комплексного лечения, включающего электростимуляцию, получен полный клинический эффект, восстановлена потенция и регулярная половая жизнь, происходит "внутренний самомассаж" простаты и в результате этого отсутсвуют условия для рецидива заболевания.
  • В тех случаях, когда мы не можем добиться эффекта от проведенного лечения или после кратковременной ремиссии наступают бесконечные рецидивы заболевания, необходимо подумать о наличии у больного везикулопростатита. Выполнить необходимые диагностические мероприятия, включая везикулографию, и решить вопрос относительно двухсторонней везикулоэктомии.

Многие из нас рано или поздно сталкиваются с необходимостью вызова врача на дом. В некоторых случаях можно воспользоваться услугами скорой медицинской помощи, однако существуют ситуации, при которых для этого недостаточно показаний, да и объем, а также качество оказываемых при этом медицинских услуг оставляет желать лучшего. В этих случаях люди вынуждены осуществлять вызов врача на дом платно. Несмотря на то, что подобные медицинские услуги сопряжены с определенными расходами, отсутствие спешки, широкие диагностические возможности, обстоятельный подход к терапии положительно сказываются на процессе лечения.