Главная > Статьи > Текущая статья

Андрология в структуре медицинской службы

Емельянова И. В.

Кто такой врач уролог или гинеколог - знают практически все. В стране создана мощная сеть гинекологическо-акушерской службы, женских консультаций и родильных домов. Необходимость охраны здоровья' женщин - хранительниц домашнего очага, воспроизводящих потомство не вызывает сомнений. Мужчины же, носители второй половины генетического кода будущего потомства, природой и обществом более сексуально раскрепощенные, но несущие психологическую нагрузку физического и финансового обеспечения семьи никогда не имели своей службы диспансерного наблюдения за состоянием их репродуктивной системы. А ведь от состояния их половой сферы зависит и работоспособность, и эмоциональный настрой, и потенция, и фертильность. Имея грамотную развитую гинекологическую службу, мы осуществляем наблюдение и лечение только за 50% населения. Так почему же и по сей день ведутся споры быть или не быть андрологическим кафедрам, быть или не быть такому специалисту как врач-андролог? А может и впрямь хватит готовых урологов, венерологов и сексопатологов.

Табу, наложенное когда-то венерологами на лечение гонореи, а также на лечение трихомониаза привело к тому, что эти классически местно протекающие инфекции, из-за боязни пациентами посещения печально знаменитых кожно-венерологических диспансеров, стали нелегально лечить все врачи вплоть до студентов-медиков, а порой и сами "опытные" пациенты друг друга. Стала страдать статистика венерических заболеваний. Но еще больше страдает само население: резко возросло количество хронической гонореи и хронического трихомониаза, а значит и всех других инфекций, передаваемых половым путем, из-за вполне доказанной интратрихомонадной персистенции. Кроме того, "наткнувшись" на хронический трихомониаз или хроническую гонорею, при обследовании предстательной железы урологи не только не имели права публиковать результаты своих наблюдений, но и даже официально обсуждать проблемы наличия специфической инфекции в половых органах своих пациентов. Даже при крупных стационарах, где осуществляется оперативная урологическая помощь, не развернута специфическая диагностика на хронические урогенитальные инфекции. А ведь это могло бы снизить процент воспалительных осложнений после урологических операций. Постепенно нелегально внедрилась в практику гинекологов порочная система лечения полового партнера по анализам женщины. Эти врачи забыли, что мужской организм вполне автономная система, со своими анатомическими особенностями строения половых органов, своим гормональным балансом, со своей индивидуальной ответной реакцией органов и тканей на внедрение уро-генитальных инфекций и на лекарственные препараты, а зачастую и со своей индивидуальной сексуальной жизнью и набором половых партнерш.

Другой негативной стороной отсутствия андрологической службы в стране является низкая грамотность мужского населения в плане возможного и необходимого наблюдения в динамике на протяжении жизни за состоянием своего здоровья у мужского врача. Сегодня не редкость увидеть крайнее удивление на лице 40-50-летнего мужчины впервые попавшего в кабинет уролого-андролога и узнавшего о специальном осмотре половых желез.

Не вызывает сомнения порочность привентивного лечения урогенитальных инфекций, не поддающихся лабораторной диагностике у одного из половых партнеров, ибо латентная инфекция не воспринимает наши антибактериальные средства, как мы того ожидаем и тем самым усугубляем процессы хронизации у наших пациентов.

Кроме того, сокрытие регистрации выявленных инфекций, передаваемых половым путем, мелкими клиниками из-за запретов венерологическими диспансерами, накладываемыми на лечение ими гонореи, трихомониаза и других ЗППП, приводит не к улучшению качества лечения, а к взрыву этих социальных болезней общества.

Не лучше ли, чем спорить, как В. В. Чеботарев на страницах "Вестника Дерматологии и Венерологии" (№2, 1998, стр. 72), попытаться организовать в стране совместными усилиями грамотную службу, призванную всесторонне охранять здоровье мужчин? Может тогда не будет ситуаций, когда в поисках утраченной потенции мужчины обращаются к сексопатологам, которые безрезультатно назначают массу препаратов и процедур, не исключив хронический специфический простатит, везикулит или орхоэпидидимит или когда родители мечутся со своими детьми в поисках специалиста способного помочь в отставании полового созревания.

Обучение населения необходимости следить за чистотой своих половых путей и необходимости диспансерного наблюдения мужчин у андролога в процессе всей жизни - вот главная задача специалиста этой пограничной специальности.