Главная > Статьи > Текущая статья

Уретральный фонофорез в комплексном лечении хронического простатита

Кузнецкий Ю. Я., Колесников Г. П.

Высокая распространенность хронического простатита (М. И. Каплун, 1984; G. Criste et al., 1994) в сочетании с низкой эффективностью лечения (В. В. Дутов, 1984; Н. Г. Богомольный, 1989) делает изучение хронического простатита актуальной проблемой. Не вызывает сомнения факт, что уретральный путь инфицирования предстательной железы является ведущим (О. Л. Тиктинский и соавт., 1984). Особенность анатомии мочеиспускательного канала такова, что в передней уретре имеются различные анатомические образования: крипты Морганьи, железы Литгре, бульбоуретральные железы. В простатической части уретры уретральных желез нет или они рудиментарны (И. И. Ильин, 1991).

Наличие хронического воспаления в уретре (уретрит), сопутствующее или предшествующее хроническому простатиту приводит к образованию замкнутых полостей с изолированными в них микроорганизмами, что служит причиной рецидивирования заболевания и неэффективности лечения. Все вышеизложенное, а также та важная роль, которую играет воспаление мочеиспускательного канала в патогенезе хронического простатита, служит причиной поиска новых эффективных методов воздействия на уретру при лечении больных хроническим простатитом.

В практике урологического отделения МСЧ-10 г. Омска используется комплексное лечение больных хроническим простатитом, включающее применение антибиотиков, вводимых только с помощью уретрального фонофореза, массаж простаты, массаж уретры на буже, физиолечение. Воздействие на уретру начинается с 1 дня лечения и заключается в массаже уретры на буже, обработанном антибактериальной мазью, который мы проводим ежедневно, в течение 4-5 дней. Это приводит к стиханию воспаления в среде и восстановлению проходимости выводных протоков уретральных желез. Затем, с 5-6 дня назначаем физиолечение аппаратом "Проктон-1".

Нами (совместно с лабораторией биомедицинских технологий ОПТУ) предложен новый метод лечения хронического простатита (А. с. №2112571 от 1996) путем последовательного, в течение одной процедуры низкочастотного ультразвукового воздействия на простату аппаратом "Проктон-1" как уретрально, так и ректально. Озвучивание уретры производится в передней ее части через раствор антибиотика, что приводит к санации уретры, ее желез и импрегнации препарата в слизистую уретры, который через лимфатическое сплетение уретры проникает в предстательную железу и лимфоузлы малого таза.

Предложенный нами метод лечения больных хроническим простатитом позволяет эффективно воздействовать на воспаление мочеиспускательного канала и предстательной железы и отказаться от применения традиционной антибактериальной терапии.