Местная лазерная терапия хронического простатита

Сергиенко Н. Ф., Юршин В. В.

По статистическим данным, каждый третий мужчина в возрасте старше 25 лет страдает неспецифическим хроническим простатитом (ХП) (Ю. П, Прокопенко, 1997), причем преобладают стертые и скрыто протекающие формы заболевания. Нередко приходится лечить уже довольно далеко зашедшие случаи, поскольку многие мужчины стараются до последнего момента избежать визита к врачу, и лишь трудно купируемые болевой и дизурический синдром, сексуальные нарушения или мужское бесплодие заставляют их обратиться к урологу.

Лечение простатита должно быть комплексным и воздействовать на все звенья этиопатогенеза. В течение последних 5 лет в нашем отделении с успехом применяется в терапии ХП (около 250 человек) местное низкоинтенсивное лазерное излучение красного и инфракрасного спектра в непрерывном режиме генерации. Курс лечения зависит от формы заболевания и стадии воспаления и, в среднем, составляет 5-7 процедур на кожные покровы в проекции простаты по предложенной нами методике или трансректально.

В результате проведенного нами лечения больных хроническим простатитом низкоинтенсивным лазерным излучением инфракрасного спектра трансректально положительный терапевтический эффект был получен в 95% случаев. При использовании лазерного излучения инфракрасного спектра на область промежности и трансректального лазерного облучения простаты пучком красного спектра в непрерывном режиме генерации хороший эффект отмечен в 90% случаев. 85% больных хроническим простатитом, которым лечение проводилось с помощью лазерного излучения красного спектра на область промежности, также отмечали хороший эффект к окончанию лечения. При использовании в лечении только традиционной медикаментозной терапии хороший эффект удалось достигнуть в 65% случаев, а в 10% результат лечения расценен как неудовлетворительный.

Стойкой нормализации количества лейкоцитов в секрете предстательной железы у лиц, страдающих хроническим простатитом в фазе активного воспаления удалось добиться в группах, где лазерное излучение инфракрасного и красного спектра применялось трансректально и на область промежности (после 5-6 процедур), по сравнению с группой, получавших воздействие лазером красного спектра на промежность (10 сеансов) и с контрольной группой, получавших традиционное лечение в течение 3 недель.

При лечении хронического простатита в фазе латентного воспаления с использованием лазеротерапии, отмечено значительное повышение количества лейкоцитов после первых 2 сеансов лечения, объясняемое улучшением дренажной функции предстательной железы и опорожнением ацинусов, которые были "прикрыты" гнойными пробками. Нормализация количества лейкоцитов к концу курса лечения свидетельствует о большей терапевтической эффективности инфракрасного лазера по сравнению с красным и традиционным лечением.

Это подтверждается и более быстрым по срокам лечения (после 3-4 процедур), повышением количества лецитиновых зерен в анализе секрета простаты в группах обследуемых, получавшим лазеротерапию инфракрасного спектра трансректально и на область промежности, а также трансректально лазерное излучение красного спектра. У лиц, которым проведено лечение хронического простатита лазером красного спектра на область промежности, нормализация количества лецитиновых зерен отмечена на 5-6 дней лечения позже, чем в выше указанных группах, но на такой же срок раньше, чем в группе пациентов, получающих только медикаментозную традиционную терапию.

Наиболее значимое улучшение показателей спермограммы больных хроническим простатитом зарегистрировано после лазеротерапии. В этих группах достоверно увеличилось количество активно подвижных и морфологически нормальных форм сперматозоидов, снизилось процентное содержание патологических форм. Достоверное повышение содержания фруктозы и лимонной кислоты отмечено в группе обследуемых, получавших инфракрасное лазерное излучение трансректально. В группах больных, которым лазеротерапия применялась - инфракрасного спектра на промежность и красного спектра трансректально - эти показатели фертильности эякулята улучшились.

В группе пациентов, где в лечении использовался лазер красного спектра на область промежности и у больных, которым проводилась традиционная медикаментозная терапия хронического простатита, показатели спермограммы улучшились, но менее достоверно, чем в других группах.

Использование в лечении низкоинтенсивного лазерного излучения значительно сократило сроки антибиотикотерапии (до 7-10 дней) при лечении инфекционных форм хронического простатита, особенно при трансректальном использовании лазерного излучения инфракрасного спектра. Это объясняется улучшением гемодинамики микроциркуляторного русла предстательной железы, что позволяет более быстро достигать бактерицидной концентрации антибиотика в ткани простаты.

Преимущество лазеротерапии инфракрасного спектра также доказывается тем, что при УЗ-сканировании предстательной железы до и после лазеротерапии отмечается исчезновение эхопризнаков отека паренхимы и расширения венозного парапростатического сплетения, происходит нормализация размеров семенных пузырьков и семявыбрасывающих протоков, характерных для альтернативных и пролиферативных изменений в простате при ее воспалении. Сохранение эхографической картины склероза простаты, когда гемодинамические расстройства не играют ведущую роль в патогенезе заболевания, свидетельствует о низкой эффективности в лечении данной стадии хронического простатита как лазерной терапии, так и традиционного консервативного лечения. Этим больным выполнено оперативное вмешательство в объеме трансуретральной резекции предстательной железы. У пациентов, которым накануне выполнялась лазеротерапия, послеоперационный период протекал без осложнений и на 3-4 дня короче, чем в контрольной группе.

Таким образом, оценка критериев эффективности лечения хронического простатита с использованием различных спектров низкоинтенсивного лазерного излучения и методов воздействия на предстательную железу свидетельствует о преимуществе введения в схему комплексной терапии инфракрасного лазера трансректально, как наиболее эффективного, трансректального низкоинтенсивного лазерного излучения красного спектра и инфракрасного спектра на область промежности, одинаковых по лечебному эффекту, но с меньшей терапевтической эффективностью. Использовать указанные спектры лазерного излучения можно на всех этапах традиционного лечения хронического простатита.