Лечение простатита после ТУР у больных аденомой простаты больших размеров

Л.М Рапопорт, Д.Г. Цариченко, Н.А. Григорьев, Е.А. Фролова

С 2001 г. в нашей клинике для лечения гиперплазии предстательной железы (ГПЖ) "больших" размеров (>80 см3) применяются трансуретральные электрохирургические вмешательства (комбинация выпаривания и резекции). Развивающийся в послеоперационном периоде у большинства больных простатит повышает риск развития рубцово-склеротических изменений, удлиняет время нетрудоспособности и ухудшает общий прогноз.

С 2001 по 2003 г. 51 пациенту выполнено трансуретральное электрохирургическое вмешательство по поводу ГПЖ "больших" размеров (средний объем 107,3±9,7 см3). Средний возраст больных составил 65±8,57 лет. Учитывая большие размеры предстательной железы, у 21 больного (41,2%) хирургическое лечение было выполнено в 2 этапа, в связи с неполным удалением гиперплазированной ткани. Всем больным в послеоперационном периоде не менее 1 месяца проводилась антибактериальная и противовоспалительная терапия. С противовоспалительной целью назначались нестероидные противовоспалительные средства, которые из-за риска развития побочных эффектов при их длительном применении чередовались с использованием препарата "Витапрост". Всем больным после операции проводились контрольные клинические анализы мочи в течение 3 месяцев, трансректальная цветная ультразвуковая допплерография предстательной железы.

Анализ собственных наблюдений показал, что исходно 43 пациента (84%), по данным клинико-лабораторного и морфологического исследования, имели хронический простатит. По данным трансректальной ультразвуковой допплерографии предстательной железы, у всех больных в послеоперационном периоде был выявлен бессосудистый слой ткани (зона коагуляций) толщиной до 0,6 см, в котором в результате выраженного нарушения кровообращения создаются условия для возникновения асептического, а при наличии хронического простатита - бактериального воспаления. Бессосудистая зона в простате сохранялась до 20 суток. В течение 1 месяца у 15 больных (29,4%) отмечалась нормализация анализов мочи. Однако у большинства пациентов на протяжении 3 месяцев сохранялась выраженная пиурия, которая требовала продолжения антибактериальной и противовоспалительной терапии. В результате только у 4 пациентов (7,8%) отмечено возникновение острого простатита в послеоперационном периоде.

Таким образом, с целью профилактики развития острых гнойно-воспалительных, а впоследствии и рубцово-склеротических изменений необходимо обязательное длительное антибактериальное и противовоспалительное лечение в течение первого месяца на фоне приема препаратов, улучшающих кровообращение. При сохранении пиурии и дизурии после исключения инфравезикальной обструкции эта терапия может быть продолжена до нормализации анализов мочи и прекращения дизурии.