Импотенция у больных хроническим простатитом

И.А. Абоян, С.В. Павлов, С.В. Грачев, А.Н. Шестель, Д.А. Ромоданов

C 1994 г. в нашей клинике пролечено 3 778 пациентов, страдающих хроническим простатитом, причем у 1 065 (28,2%) пациентов имелись нарушения эрекции в той или иной степени выраженности. Хотя многие авторы не отмечают наличия прямой причинно-следственной связи импотенции с простатитом, наш клинический материал показывает, что, по-видимому, такая связь существует.

Больным, у которых простатит сочетался с эректильной дисфункцией, помимо стандартных методов обследования (выявления возбудителя, анализа секрета предстательной железы, трансректального УЗИ, уродинамического обследования) выполнялась регистрация ритмов ночных спонтанных эрекций, допплерография сосудов полового члена, кавернозография, исследование уровня тестостерона, исследование бульбо-кавернозного рефлекса.

Из 1 065 больных, страдающих эректильной дисфункцией, у 618 (58%) пациентов она носила психогенный характер: у 447 (42%) больных выявлена органическая эректильная дисфункция. В комплексе лечения мы применяли антибактериальную терапию препаратами, наиболее активными в отношении выделенного при посеве микроорганизма. Проводили иммунокоррекцию, широко использовали физиотерапевтические методы лечения. Хорошие результаты получены в комплексном лечении при использовании аппарата "Термекс", а также ультрафиолетового и лазерного облучения крови.

Лечение хронического простатита должно быть комплексным, длительным, с обязательной последующей реабилитацией, с 2 - 3-кратным контролем возбудителя в сроки от 1 - 3 месяцев.

При оценке результатов через 2 - 3 месяца 90% пациентов практически здоровы, причем восстановление половой функции после лечения простатита наблюдалось у 724 (68%) больных из 1 065. У остальных пациентов проводилась терапия пуска андриолом (у 72 больных), применением Виагры - у 269 пациентов. Только у 3% (32) пациентов не удалось восстановить адекватную половую функцию, что потребовало в последующем проведения поддерживаюшей терапии, вплоть до постоянного использования фармакостимуляции потенции (Виагра, Сиалис).

На основании представленных наблюдений можно полагать, что простатит довольно часто, по нашим данным, в 30% случаев, сочетается с эректильной дисфункцией и купирование воспаления в простате позволяет большинству пациентов восстановить адекватную половую функцию.