Коррекция уродинамических нарушений при лечении простатита

В.Э. Абоян, С.В. Павлов, А.Н. Шестель, О.И. Пакус

Хронический простатит часто сопровождают те или иные нарушения мочеиспускания. В нашей клинике, всем пациентам с диагнозом хронический простатит выполняется урофлоуметрия (УФМ) как скрининговыи метод выявления дисфункции нижних мочевых путей, а при их выявлении выполняется комплексное уродинамическое исследование (КУДИ).

В 2000 - 2003 гг. КУДИ выполнено 152 пациентам, страдающим хроническим простатитом. У 132 из них (87%) была выявлена инфравезикальная обструкция (ИВО), причем у 54 (41%) из них - III - IV класса пассивного уретрального сопротивления. У 48 (36%) пациентов было выявлено увеличение времени уретрального открытия, причем у большинства из них имела место ИВО легкой степени. У 36 больных (23,5%) определялась детрузор-сфинктерная диссинергия различной степени выраженности, причем у 30 она вызывала ИВО. Нестабильные сокращения детрузора выявлены у 22 (14%) пациентов, но при этом четкой связи нестабильности с ИВО не отмечено. Гипорефлексия мочевого пузыря отмечалась у 22 пациентов (14%), причем данную группу составили больные с незначительно выраженной ИВО либо без обструкции. Снижение сократимости детрузора оказалось нехарактерным у пациентов с хроническим простатитом, потому что данное нарушение уродинамики выявлено только у 5 (4%) пациентов. Снижение эластичности стенки мочевого пузыря выявлено у 28 (18%) больных, причем у 16 - на фоне выраженной ИВО.

Анализ представленных выше данных показывает, что наиболее распространенным нарушением уродинамики нижних мочевых путей у пациентов с хроническим простатитом является инфравезикальная обструкция, причем в 59% случаев она обусловлена незначительно выраженной шеечно- и сфинктерно-детрузорной диссинергией.

Применение a-блокаторов и миорслаксантов центрального действия, а также холиноблокирующих агентов по показаниям в комплексе с общепринятой терапией хронического простатита позволило значительно улучшить результаты лечения и помогло устранить ирритативную симптоматику в этой группе больных.