Радикальная лучевая терапия рака простаты с эндоуретральной поддержкой

А.Д. Каприн. А.А. Клименко, А.А. Костин, С.А. Иванов

В последние годы одним из ведущих методов в лечении рака простаты в стадиях T1-2NM стала радикальная лучевая терапия, по данным некоторых авторов, по своей эффективности не уступающая радикальной простатэктомии. Особенно этот метод показан пациентам, которым по разным причинам невозможно выполнить радикальную операцию.

Общеизвестно, что лучевая терапия (СОД более 25 Гр) ведет к фиброзу тканей простатического отдела уретры.

Материалы и методы. В нашей клинике было обследовано 35 пациентов с диагнозом "рак простаты". 15 пациентов, которым в период с 1997 по 1999 г. проведена лучевая терапия по поводу рака простаты в стадиях T1N0M0 (5 больных) и T2N0M0 (10 больных), составили контрольную группу. Во всех случаях это была монотерапия без максимальной андрогенной блокады.

Всем больным проводился уродинамический мониторинг в посттерапевтический период. При этом была отмечена следующая закономерность. Показатели урофлоуметрии у всех больных к 30-м суткам после лучевой терапии на 1,5 - 3% по всем показателям от исходных значений, а к 45 суткам ухудшилась прогрессивно на 5 и 7% по сравнению с исходными, у 3 пациентов возникла дизурия, что потребовало установки надлобкового дренажа.

10 пациентов, страдающих раком предстательной железы в стадиях T1N0M0 и T2N0M0, составили основную группу. Всем проведена лучевая терапия по той же методике. Этим пациентам перед проведением курса лучевой терапии был установлен внутриуретральный стент (Spiroflou). После проведения курса к 30-м суткам ухудшение показателей, определяемых при урофлоуметрии, было отмечено только у 3 (30%). При этом выявленные изменения были выражены меньше и в среднем не превышали нормальные урофлоуметрические показатели больше, чем на 1,5 - 2%. Дальнейшее прогрессирование дизурии было отмечено только у 2 пациентов (20%), однако, выполнение цистостомии не потребовалась ни в одном из этих случаев.

Таким образом, применение внутриуретрального стента позволяет снизить частоту развития и выраженность дизурии как осложнения радикальной лучевой терапии у больных раком предстательной железы.