Диспансерно-динамическое наблюдение больных простатитом

Юршин В. В.

По статистическим данным, каждый третий мужчина в возрасте старше 25 лет страдает неспецифическим хроническим простатитом (Ю. П. Прокопенко, 1997), причем преобладают стертые и скрыто протекающие формы заболевания. Нередко приходится лечить уже довольно далеко зашедшие случаи, поскольку многие мужчины стараются до последнего момента избежать визита к врачу, и лишь трудно купируемые болевой и дизурический синдром, сексуальные нарушения или репродуктивные изменения (мужское бесплодие) заставляют их обратиться к урологу.

Диагностика хронического простатита (ХП) и его форм (застойный или бактериальный) не сложна и, при правильном сопоставлении клинических данных и показателей лабораторного исследования секрета предстательной железы, трансректального ультразвукового сканирования простаты, уровня простатического специфического антигена крови можно определить как стадию заболевания, так и фазу течения воспалительного процесса в простате.

Лечение ХП должно быть комплексным и воздействовать на все звенья этиопатогенеза. В течение последних 5 лет в нашем отделении с успехом применяется в терапии ХП местное низкоинтенсивное лазерное излучение красного и инфракрасного спектра в непрерывном режиме генерации. Курс лечения зависит от формы заболевания и стадии воспаления и, в среднем, составляет 5-7 процедур на кожные покровы в проекции простаты по предложенной нами методике. Комплексная терапия ХП с применением лазера проведена 240 пациентам, стойкая ремиссия достигнута у 95% больных. Рецидива заболевания не отмечено при динамическом наблюдении в течение 1 года у 80% обследуемых. Данные статистические показатели отражают правильность предлагаемого нами алгоритма диспансерно-динамического наблюдения больных хроническим простатитом, который заключается в следующем:

• Контрольные осмотры уролога с массажем простаты и микроскопией ее секрета - ежемесячно в течение первых 3 месяцев после окончания основного курса терапии; в последующем 1 раз в 3 месяца в течение года; в дальнейшем 1 раз в 6 месяцев на протяжении 3-х лет.
  • Бактериологическое исследование секрета простаты (или эякулята) через 1, 3 и 6 месяцев после лечения инфекционных форм ХП.
  • Ультразвуковое сканирование простаты трансректально - через 3 месяца после терапии и в дальнейшем каждые 6 месяцев лицам, старше 40 лет.
  • Определение уровня простатического специфического антигена крови (PSA) через 1, 3 и 6 месяцев после лечения и в последующем ежегодно.
  • Проведение профилактических укороченных курсов местной лазеротерапии ХП через 10 месяцев при 2 стадии заболевания; через 12-14 месяцев - при лечении ХП в начальной стадии.

При отсутствии в течение 3-х лет клинико-морфологических данных за воспалительные изменения в простате диагноз простатита может быть снят и последующее наблюдение у уролога осуществляется в обычные сроки диспансеризации.

Таким образом все вышеперечисленные мероприятия по динамическому наблюдению за больными ХП могут быть рекомендованы для широкого использования в повседневной деятельности специалистов поликлиник, занимающихся лечением и профилактикой воспалительных заболеваний мужских половых желез.