Операции при нефроптозе (опущении почки)

Нефроптоз, или опущение почки — состояние патологической подвижности почки, превышающее ее физиологическую подвижность в покое и при перемене положения тела человека. Отсюда синоним заболевания — патологически подвижная почка.

Лечение неосложненного нефроптоза обычно консервативное. Оперативное лечение нефроптоза заключается в фиксации почки в ее нормальное ложе. Основным требованием, предъявляемым к операции, является необходимость сочетания прочной и надежной фиксации с оставлением для почки ее физиологической подвижности, но с ликвидацией патологической подвижности как по вертикали, так и вокруг поперечной оси. Кроме того, операция не должна нарушать положения физиологической оси почки, а также вызывать воспалительного процесса вокруг почки и особенно в области ее ножки и лоханочно-мочеточникового сегмента.

Все существующие методы оперативного лечения нефроптоза (а их известно более 150) можно разделить на следующие группы: 1) фиксация почки швами, проведенными за фиброзную капсулу или паренхиму почки; 2) фиксация за фиброзную капсулу почки без ее прошивания или с помощью ее лоскутов при частичной декапсуляции почки; 3) фиксация почки аллопластическими материалами; 4) фиксация внепочечными тканями (паранефральной клетчаткой, мышцами) без или с прошиванием почечной фиброзной капсулы.

Показаниями к оперативному лечению нефроптоза являются боли, лишающие больного трудоспособности; пиелонефрит, не поддающийся консервативной терапии; вазоренальная, обычно ортостатическая, гипертензия; почечная венная гипертензия с форникальным кровотечением; гидронефроз; нефролитиаз.

Противопоказания: общий спланхноптоз, пожилой возраст больных.

Предоперационная подготовка зависит от особенностей осложнений, приведших к необходимости нефропексии. При пиелонефрите — это антибактериальное противовоспалительное лечение; гемостатическая терапия в случае форникального кровотечения и т. д. За 3 дня до операции ножной конец кровати больного приподнимают на 20 — 25 см для адаптации пациента к положению, в котором он будет находиться после операции. Особое значение приобретает исследование коагулограммы в связи с тем, что больной после операции относительно длительное время будет находиться на постельном режиме. Кроме того, такое положение тела обеспечивает перемещение почки вверх и уменьшает или приводит к исчезновению болей. Одновременно больные учатся совершать акт мочеиспускания, лежа в постели.

Виды оперативных вмешательств и их техника. Наиболее распространенными операциями первой группы являются операция по С. П. Федорову — фиксация почки кетгутом № 5 за фиброзную капсулу к XII ребру; операция по Kelly-Dodson (1950)— аналогичная методика, но с фиксацией не только к XII ребру, но и к мышцам поясницы; модификация метода Doming (1930), в котором указанная выше методика дополняется подшиванием паранефрального жира к мышцам поясницы, который таким образом поддерживает почку под нижним полюсом. Ко второй группе операций относятся методики Albarran — Marion, Vogel, Narath, общими моментами их являются фиксация почки к XII ребру с помощью выкроенных лоскутов или в тоннеле фиброзной капсулы.

В третьей группе для фиксации почки используют разные аллопластические синтетические материалы — капрон, нейлон, перлон, тефлон, без перфорации и с ней в виде полос, сеток, гамаков и т. д. (Kneise, Д. П. Чухриенко, Д. Д. Мурванидзе и др.), которые также фиксируют почку к XII или XI ребру.

Указанные выше операции не нашли широкого применения и не являются идеальными, поскольку не обеспечивают надежной и прочной фиксации почки, приводят к большому проценту рецидивов, а самое главное — лишают почку ее физиологической подвижности и, таким образом, нарушают ее гемо- и уродинамику, приводят нередко к необходимости повторной операции. Помимо этого, синтетические материалы вызывают вокруг почки значительный воспалительный процесс с образованием рубцов, которые также лишают почку подвижности, изменяют положение ее продольной оси. Указанные выше операции нередко приводят к появлению стойких болей, связанных с нарушением нормальной подвижности почки.

Наиболее физиологичными с точки зрения указанных требований к нефропексии являются операции 4-й группы вмешательств. К ним относятся операции, где нефропексия достигается с помощью мышечных лоскутов. Наиболее удачным из них является метод Rivoir (1954). Однако и в этом случае фиксация почки лоскутом из m. psoas осуществляется к XII ребру, что лишает почку физиологической подвижности.

В связи с этим мы рекомендуем модификацию этого способа, получившую название операции Пытеля — Лопаткина (1966), которая при надежной фиксации почки оставляет ей возможность физиологической подвижности.

"Оперативная урология" - под редакцией академика АМН СССР Н. А. ЛОПАТКИНА и профессора И. П. ШЕВЦОВА